«Ребенка не оторвать от компьютера», «Они книжек сейчас не читают, один интернет на уме», -- типичные жалобы современных родителей. Однако профессор Массачусетского технологического института Шерри Теркл в ходе многолетних исследований пришла к обратному выводу. По ее наблюдениям, злоупотребляют «виртуальными делами» в ущерб общению с детьми именно родители. Теркл занимается исследованием «взаимоотношений» техники и людей. В интервью, опубликованном в USATODAY, профессор говорит: «Дети сегодня крайне озабочены тем, как бы отвлечь родителей от айфонов с компьютерами и «отщипнуть» немного живого общения с мамой-папой для себя».
Как говорится в старой шутке, «сначала мы хотим, чтобы они побыстрее начали ходить и разговаривать, а потом – чтобы сели и замолчали». Редкая мама не проявляет беспокойства по поводу речевого развития своего малыша: то он говорит много и непонятно, то мало и неправильно, то путает маму с папой, а папу с кошкой… Вопрос о первых словах ребенка – такой же сложный и многогранный, как любой вопрос по детской теме. Современная логопедия и педагогика дают крохам (а также их родителям) огромное пространство вариантов, отмечая индивидуальность усвоения социальных навыков каждым ребенком. Но существуют ли какие-то общие закономерности? Попробуем разобраться.
Начинать нужно с самого ребенка, а сделать это можно не в полтора года, а намного раньше, месяцев в шесть. Пересчитайте все, что есть у крохи: два глаза и уха, две руки и ноги, один нос и т. д. Малыш любит разглядывать и обсуждать себя снова и снова, а вы спрашивайте: «Где у тебя ноги?». Он покажет, а вы скажете: «У Коли две ноги!» - и добавите: «Вот одна и вот вторая». Так вы с ребенком начнете изучать счет от одного до двух.