Стресс лишает учителей голоса Постоянная работа в условиях стресса становится одной из причин того, что 62,7% учителей младших классов в Испании испытывают серьезные проблемы с голосом. Голосовые связки — основной рабочий инструмент преподавателя, поэтому именно они страдают первыми, когда педагог оказывается в тяжелом психологическом и физическом состоянии. Почти две трети испанских учителей страдают профессиональными заболеваниями голосовых связок. Одна из таких серьезных проблем — разрастание тканей из-за постоянной перегрузки голосового аппарата. Исследователи из Университета Малаги предложили 282 педагогам младших классов из 51 государственного образовательного учреждения (это 13% всех учителей в этом секторе) ответить на вопросы двух тестов. Один из них направлен на выявление различных голосовых проблем, другой — на поиск психологических и социальных факторов риска на рабочем месте.
Согласно ответам преподавателей, 62,7% из них ежедневно или еженедельно страдают из-за проблем с голосом. Психологическая напряженность работы оказывается важной составляющей этого. Педагоги с голосовыми проблемами чаще остальных отмечают, что не испытывают поддержку со стороны коллег и руководства, не имеют должного влияния, но оказываются вовлечены в конфликтные ситуации.
Исследователи делают вывод, что физическое и психологическое напряжение и отсутствие профессионального удовлетворения ускоряют негативные процессы, возникают нарушения голоса. Он страдает первым, так как это основной рабочий инструмент учителя. Педагогам и лекторам приходится адаптировать голос под размеры и акустические особенности класса или аудитории, перекрывать шумовой фон во время занятий. В перерывах и на переменах учителям приходится напрягать голос не меньше, так как общение в шумном помещении становится сложной задачей. В результате в стрессовой ситуации испытывающие постоянную нагрузку голосовые связки страдают первыми. Испанские специалисты полагают, что необходимо снизить стрессовую нагрузку учителей, чтобы улучшить их здоровье. Результаты исследования опубликованы в журнале Folia Phoniatrica et Logopaedica.
Данные испанских ученых согласуются с результатами предыдущих исследований в различных странах. Согласно им в последнее десятилетие заболеваемость голосового аппарата у учителей составляет 55−60%. Наблюдается отрицательная тенденция: еще 40 лет назад от таких проблем страдали 30−40% педагогов.
В России распространенность заболеваний голосового аппарата среди учителей составляет в среднем 65%, если судить по данным врачей-специалистов. Наиболее распространенная проблема — парезы и параличи гортани, встречающиеся у каждого пятого. У каждого 10−го находят узелки голосовых складок, а у каждого 20−го — полипы. В половине случаев происходят функциональные нарушения голоса. Многие здоровые учителя имеют удаления полипов или узелков в анамнезе.
Специалисты разделяют голосовые проблемы на биологические, профессиональные, бытовые и психологические. К первым относятся возраст, пол, заболевания. Большой стаж работы и высокая интенсивность голосовых нагрузок становятся профессиональными причинами нарушений. Наконец, на здоровье непосредственно влияют семейное положение и жизненные условия, наличие конфликтов дома или на работе, особенности личности. Во многих случаях негативные факторы накладываются друг на друга. Простудные и другие заболевания ослабляют организм и способствуют тому, что голос нарушается быстрее. Нередко российские учителя перегружены работой настолько, что у них не остается шансов на здоровье. В большинстве случаев развитию голосовых проблем сопутствуют такие симптомы, как сухость, першение, «комок» в горле, навязчивое откашливание.
html-cсылка на публикацию |
|
BB-cсылка на публикацию |
|
Прямая ссылка на публикацию |
|
|