Что ждёт мировую экономику в 2012-м?
Рост мировой экономики в наступившем году, скорее всего, замедлится, однако, согласно прогнозам большинства аналитиков и объективному видению ситуации, новой рецессии миру таки удастся избежать. По планете продолжает гулять призрак нового экономического кризиса, однако не раздуты ли опасения и тревоги?
Сейчас спад наблюдается исключительно в Евросоюзе (уже в первом квартале 2012-го там, по-видимому, зафиксируют отрицательную динамику ВВП), однако все остальные – США, Китай, Россия и прочие страны – демонстрируют хоть и небольшой, но устойчивый рост. Любые макроэкономические показатели – такие как промпроизводство, мировая торговля или даже динамика продаж автомобилей – свидетельствуют о том, что нынешнее положение дел сильно отличается от того, что происходило в кризисном 2008-м. Мировой рецессии пока нет и близко, именно поэтому, кстати говоря, сохраняются высокие цены на нефть, крайне выгодные России.
Рост мировой экономики в 2010-м был на уровне 4%, в ушедшем году этот показатель составил 3%. Усреднённые прогнозы на год грядущий предрекают мировой экономике 2.5% подъёма. С высокой долей вероятности темпы роста экономики США могут даже превзойти ожидания, и последние заокеанские тренды только усиливают это предположение. А вот экономика Китая может немного притормозить, но это будет так называемый «soft landing» – сценарий стабильного замедления.
Что касается Старого Света, то здесь иллюзий нет – Европа уходит в рецессию, однако очень многие аналитики справедливо считают, что влияние европейского кризиса на общемировые тренды на сей раз будет носить ограниченный характер. Степень такого влияния будет зависеть от глубины рецессии, а также от состояния финансовых рынков ЕС. Существует несколько вероятных сценариев развития европейского кризиса.
В качестве базового сценария (на мой взгляд, наиболее вероятного) возьмём ситуацию, при которой удастся сохранить контроль на европейских долговых рынках, кои фактически являются эпицентром кризисной волны. Именно от того, в каком состоянии окажутся суверенные долги европейских государств, будет зависеть самочувствие всей мировой экономики. Безусловно, нельзя списывать со счетов и «астрономический» госдолг США, однако в 2012-м наибольшая угроза всё же исходит от долговых обязательств ЕС.
Представить себе ситуацию, когда и США, и Европа одновременно окажутся в бедственном положении, почти невозможно, ведь инвесторы, как правило, рассматривают эти масштабные рынки как строго альтернативные. Говоря простым языком, пока в Европе всё удручающе, деньги будут перетекать в экономику Штатов – этакую «гавань спасения».
Утраченное доверие финансовому рынку Старого Света придётся восстанавливать не без помощи Европейского центрального банка. Более того, программа спасения Евросоюза будет носить консолидированный характер, то бишь монетизировать долги Европы в той или иной мере будут все крупнейшие финансовые институции и, главным образом, Федеральная резервная система США.
Активное вмешательство финансовых регуляторов необходимо до тех пор, покуда не выработаны эффективные механизмы координации бюджетно-фискальной политики Евросоюза. Сегодня это – ключевой фактор возвращения доверия инвесторов к лихорадящей еврозоне.
Европа, дабы ослабить экономический спад, вынуждена проводить эмиссию (печатать евровалюту), что неотвратимо повышает инфляционные риски. Впрочем, проявится инфляция, скорее, уже после преодоления острой фазы кризиса, когда экономика вновь продемонстрирует устойчивый рост. Вообще же, по прогнозам экспертов, рост потребительских цен (инфляция) в 2012-м ощутимо снизится вследствие ослабления конечного спроса в реальном секторе экономики.
Более того, финансовые регуляторы (центробанки), скорее всего, будут спекулировать ликвидностью, дабы поддерживать давление на цены и удерживать их от снижения. Угроза дефляции сегодня вполне себе реальна. Итого можно прогнозировать снижение цен (относительно прошлого года) на основные сырьевые ресурсы, что, однако, будет серьёзно скорректировано активными эмиссионными действиями центральных банков.
Теперь попробуем смоделировать развитие ситуации при пессимистичном (наихудшем) сценарии. Главный риск для Евросоюза – затягивание переговорного процесса. Экономика ЕС неумолимо уходит в рецессию, как следствие снижаются бюджетные и долговые показатели. Однако всё же рецессия проходит достаточно благоприятно и, повторюсь, масштабы кризиса трёхлетней давности ни миру, ни Европе, скорее всего, не грозят.
При этом если падение ВВП в еврозоне ускорится, ситуация с внешними долгами может начать выходить из-под контроля. В принципе, уже сейчас кое-где ситуация близка к критической, ведь понятно, что рефинансирование двухтриллионного (!) госдолга Италии – задача почти что невыполнимая, особенно при отсутствии роста доходов бюджета. В один прекрасный день инвесторы могут прийти к мысли, что продолжать рефинансировать долги Италии – значит, зарывать деньги в песок. И инвестиции на Апеннины поступать перестанут. А что же дальше?
Очевидно, в таком случае масштабы кризиса могут быть вполне сопоставимы с пресловутым 2008-м. Почти наверняка тряхнёт всю мировую финансовую систему, парализует кредитные рынки, рухнут биржевые индексы. В этом случае неизбежно упадут котировки на чёрное золото. Если, к примеру, нефть будет стоить $50-60 за баррель (сейчас – $100), наша отечественная валюта значительно девальвирует (до 40 рублей за доллар), а рост ВВП существенно замедлится.
В сравнении с кризисным 2008-м российский бизнес готов встретить потенциальные угрозы во всеоружии. Во-первых, наш корпоративный сектор теперь не обременён краткосрочными долгами в больших количествах, а во-вторых, крупные российские компании сегодня обеспечены внушительными резервами.
Лучше подготовлен также и банковский сектор – из-за более выверенной и расчётливой политики финучреждений качество кредитных портфелей останется на нынешнем уровне. Тем не менее, отдельные банки и компании могут попасть в тяжёлую ситуацию и для их спасения вновь потребуется помощь государства.
У государства же нынче резервов заметно меньше, чем три года назад, посему можно предположить, что меры поддержки (если таковые всё же обретут необходимость) будут носить главным образом эмиссионный характер. Попросту говоря, деньги будут печатать – и в таком случае к концу года мы получим не благоприятные 5% инфляции (согласно базовому, оптимистичному сценарию), а увидим двузначный показатель роста потребительских цен.
Этот сценарий – наихудший, и он вполне может начать претворяться в жизнь. Однако куда более реалистичным выглядит первый сценарий, при котором всё обойдётся малой кровью. Самым тяжёлым для мировой (и, соответственно, российской) экономики будет первый квартал, на который выпал пик рефинансирования европейских долгов. Если январь-февраль-март пережить удастся, значит, уроки 2008-го не прошли даром.
html-cсылка на публикацию |
|
BB-cсылка на публикацию |
|
Прямая ссылка на публикацию |
|
|